Вена на высоте: собор Святого Стефана и Дунайская башня

Вена – очень парадный, нарядный город. Если сравнить ее с Санкт-Петербургом, который тоже поражает воображение своей красотой и грандиозностью, то можно сразу обозначить одно главное, ключевое отличие. Когда ты гуляешь по Санкт-Петербургу, удивляясь роскоши строений на центральных улицах, то, случайно выйдя на соседние улочки, вдруг понимаешь, что вся роскошь осталась там, а ты находишься на обычной жилой территории, совсем не такой красивой и ухоженной. Вена же впечатляет чистотой, все улицы и кварталы, даже мелкие переулки – все это в прекрасном состоянии, по всему городу можно увидеть старинные дома.

Одним из своеобразных туристических символов Вены являются кареты. Их можно встретить на всех центральных площадях города. Чаще всего это упряжки, в которых запряжены две лошади – их называют «фиакры». Однако, встречаются и экипажи с 4 или даже 6 лошадьми. Прогулка по центральной части Вены на карете, управляемой опытным кучером (многие из которых по совместительству выполняют роль экскурсоводов) – это очень интересное и красивое развлечение для посетителей города.

У нас была возможность показать детям лошадей совсем близко. Каждый раз, оказавшись рядом с каретой, мальчишки внимательно наблюдали за лошадьми и было видно, что им захватывающе интересно. Они даже не боялись трогать таких больших животных.

Оказавшись в Вене, мы смогли показать нашим сыновьям то, чего они никогда не видели на Кипре – огромные церкви, выполненные в готическом стиле.

Одна из главных и самых известных достопримечательностей Вены – это католический собор Святого Стефана. Грандиозное строение в готическом стиле, с главной башней высотой более 130 метров гордо возвышается над многомиллионным городом, являясь его признанным символом.

Собор прекрасен, и выглядит немного устрашающе, подавляя своими масштабами и величавостью. Такой грозный и возвышенный вид, впрочем, свойственен практически всем готическим церквям, многие из которых являются не просто памятниками культуры, но и гробницами для сотен, а то и тысяч людей.

Как и многие другие подобные строения, собор Св. Стефана строился в несколько этапов: добавлялись башни, ворота, пристройки, и все это продолжалось в течение нескольких веков. Собор пережил несколько крупных пожаров, после которых приходилось заново отстраивать какие-то его элементы и стены. Свой окончательный вид собор, который был заложен в 12 веке, принял только в 18 веке.

В 1945, когда заканчивалась Вторая мировая война, собор чудом избежал намеренного уничтожения со стороны отступающей немецкой армии. Однако, в том же году случился крупный пожар, из-за которого была уничтожена часть крыши, главная колокольня и орган.

После окончания войны на восстановление главной достопримечательности и реликвии Вены было брошено много сил, и уже через пару лет после начала работ великолепный собор с многовековой историей был снова открыт для посещения, в нем стали снова проводиться служения.

В один из дней мы ездили на Дунайскую башню – самое высокое сооружение Вены.

Башня стоит на берегу реки, рядом с ней расположен большой Дунайский парк. Мы добрались наверх на лифте и насладились видом. Оттуда, как на ладони, видно половину города. Хотя зимой там очень холодно, дует пронзительный ветер.

Кстати, в этой башне расположены два ресторана, расположенные на вращающихся платформах. Очень интересное место, рекомендуем к посещению.

Венские рестораны и Нашмаркт

Одним из самых известных кафе в Вене можно назвать кофейню «Захер», где можно отведать знаменитый одноименный торт «из первых рук». Торт является типичным десертом венской кухни и вместе с тем одним из самых популярных тортов в мире – это шоколадный торт, которое подают со взбитыми сливками.  Кафе находится прямо за Венской оперой, в отеле «Захер». Интерьер кафе выполнен в классическом стиле.  Но больше всего нас удивили очень большие очереди в кафе. Такие огромные, что иногда люди больше часа стоят даже на улице, на морозе. Заранее зарезервировать столик нельзя.

Мы даже не стали пытаться туда попасть – ведь выстоять огромную очередь с двумя детьми на холоде, ради даже очень вкусного.

Очень любопытный венский «фастфуд», который нам запомнился – это кафе Трежневский (Trzesniewski). Здесь подают бутерброды – маленькие, на пару укусов, с самыми разными начинками. Кстати, фастфудом эти места (в Вене их 9 или 10) можно назвать с очень большой натяжкой, потому что предлагаемые вкусы очень деликатны и разнообразны: от изысканных французских сыров и прованских трав до довольно жирных паштетов и овощных салатов. Здесь огромное разнообразие вариантов подобных закусок и, учитывая малый размер бутербродов, за одно лишь посещение можно спокойно, без объедания, попробовать много разных вкусов.

Нашмаркт (Naschmarkt) – это одна из достопримечательностей Вены, которая всегда интересна не только туристам, но и постоянным жителям города. Это, грубо говоря, городской «центральный рынок», на котором, кроме обычных торговых рядов, где продают овощи, фрукты, мясо, утварь и сувениры, сосредоточено множество ресторанов различного характера. Тут можно отведать почти блюда почти любой кухни мира – австрийской и немецкой, индийской, японской, итальянской, мексиканской, китайской и так далее. Большое количество интересных этнических ресторанов.

Говоря о китайской кухне: мы зашли в один из китайских ресторанчиков и были несказанно удивлены – там не было австрийцев, были одни китайцы! Из чего мы, конечно, сделали вывод, что, раз китайцы предпочитают там питаться, значит, это не какая-то «псевдо-китайская» еда, а настоящая, традиционная. И действительно, ничего похожего на «европейскую китайскую» кухню там не было, все уникальное и вкусное по-своему.

Очень понравился концепт ресторана итальянской кухни Vapiano. Здесь реализована интересная система самообслуживания: выбранные блюда из меню никто не будет приносить к вашему столику, вместо этого вы понаблюдаете, как они готовятся прямо при вас. Помещение ресторана разделено на несколько зон, в каждой из которых несколько поваров отвечают за приготовление определенных видов блюд: супы, паста, салаты, десерты и т.д. Повара находятся в кухнях, отделенных от зала стеклянными перегородками, так что за приготовлением выбранной из меню еды можно наблюдать “от и до”. Даже макароны для пасты варятся тут же, при вас. Все очень свежее и вкусное, да и ощущение от еды, которую готовили при тебе, совсем иное, чем когда готовые блюда прямо с кухни приносят за столик. Сам процесс готовки весьма впечатляющий – пар, дым, огонь, все парится, варится и жарится быстрыми и ловкими поварами. Очень интересно наблюдать, и детям все это очень понравилось.

В одном из ресторанов Vapiano

Рассказывая о ресторанах, хочется упомянуть один случай, который произвел на нас яркое впечатление. Как-то раз, прогуливаясь по Нашмаркту, мы подумали, что нам пора отдохнуть и перекусить. Уставшие, голодные, мы как раз проходили мимо ресторана с красивым фасадом и оформлением. Перед тем, как туда зайти, решили почитать отзывы на TripAdvisor, и были ошарашены. Мы ни разу не видели такого количества негативных отзывов о каком-либо заведении – их было около четырех сотен. Люди писали о том, что там отвратительное обслуживание, что счет выставляют некорректно, добавляя туда лишние позиции и какие-то еще сборы или проценты. А когда посетители пытаются оспорить такой счет, начинаются скандалы, угрозы вызвать полицию. Мы были рады, что заранее прочли отзывы. Проходя мимо, мы, движимые любопытством, конечно, заглянули туда, чтобы узнать, как же выглядит изнутри «самый ужасный ресторан Вены». Ничего необычного, все стандартно. Тем не менее, мы бы посоветовали всем путешественникам стараться читать отзывы о любом заведении, прежде чем его посетить.

Как мы отпраздновали Новый Год

В новогоднюю ночь мы оставили малышей с няней спать дома, а сами пошли гулять на площадь у Центральной ратуши.

Венская ратуша – одно из самых красивых и узнаваемых зданий во всей Европе. Выстроенная в неоготическом стиле, предполагающем остроконечные башни, красиво оформленные арками, Ратуша производит впечатление какого-то почти игрушечно-красивого дворца.

То, как украшают ее и Ратушную площадь перед Рождеством, заслуживает отдельного внимания. Само здание, его огромные башни (высота центральной башни составляет почти сотню метров) подсвечено разными цветами, все деревья вокруг украшены яркими гирляндами. Все это место, начиная с конца ноября и до середины января, просто ослепительно красиво. Это сердце Вены, которое невозможно пропустить.

В тот день на площади была очень многонациональная толпа. Почти все ходили с шампанским, которое продается там в пластиковых бокалах. Все выпивают, но, при этом нет откровенно пьяных людей, никаких драк, никакого негатива. Все веселые, в прекрасном настроении.

Неимоверно праздничное настроение поддерживалось и несколькими музыкальными площадками, расположенных в центре города. Их было около дюжины, и на каждой исполнялась живая музыка определенного жанра: джаз, латино, классические вальсы, ретро и так далее.

Отдельно стоит рассказать о праздничном украшении Ратушной площади – к Новому году, после празднования Рождества, его немного изменили, сместив акцент с рождественских образов на новогодние.

Гуляния в день перед Новым годом в центре Вены начинаются после обеда, примерно с 15 часов. Праздничная городская программа – концерты, конкурсы, представления – на улицах начинается в это же время. По всему городу висят расписания, по которым можно ориентироваться, чтобы успеть поприсутствовать на том или ином шоу, концерте.

Царит праздничная, радостная и, при этом, какая-то уютная атмосфера. Кульминацией празднования и веселья является грандиозный салют потрясающей красоты, который продолжается несколько минут.

Прошло уже некоторое время после салюта, а площадь все еще окутана дымом

А вот сразу после салюта толпа начинает стремительно расходиться. Мы покидали площадь примерно в 1:30 ночи, к этому времени народа уже почти не было, а на площади уже начинали работать уборщики. Мы еще немножко погуляли по ночному полупустому городу и вернулись домой отдыхать, немного уставшие и невероятно довольные.

«Приключение» на венских каникулах

Наш рассказ о новогодних каникулах в Австрии был бы неполным без упоминания о финальном нашем «приключении», потому что любой путешественник может оказаться в подобной ситуации.

За день до нашего отъезда мальчишки заболели. По симптомам мы сразу определили, что это – кишечный грипп. Совершенно не опасное заболевание, острая форма которого длится всего один день. После этого начинается фаза выздоровления, которая занимает пару дней. Заболевание сопровождается всеми возможными видами желудочно-кишечных расстройств и очень легко и быстро передается. Но это случилось прямо накануне отъезда!

Слегли мы все. Даже няня, на помощь которой мы рассчитывали на время сборов, пожаловалась на ужасное самочувствие и ушла домой, оставив нас двоих, пребывавших в самом начале той самой острой фазы болезни, с мальчишками, которые ужасно себя чувствовали, не могли спать и есть.

Несмотря на плохое самочувствие, мы старались развлечь мальчиков во время сборов и отвлечь их от плохого самочувствия

Мы оказались в какой-то уникально неудобной ситуации. В любой другой день мы могли бы отлежаться, спокойно прийти в себя. А у нас в 7 утра следующего дня уже были билеты на рейс обратно на Кипр. Вещи были совершенно не собраны. И если Майкл еще как-то держался, то Лена вовсе не могла встать с кровати. Ей необходим был противорвотный укол и лекарства от мигрени. Мы решили вызвать скорую помощь.

В интернете нашли номер телефона, позвонили, объяснили оператору, которая отлично говорила по-английски, какие у нас симптомы, сообщив, что это, скорее всего, кишечный грипп, и нам нужна срочная помощь для Лены в виде противорвотного лекарства. Диспетчер кротко сказала: «Да, конечно, я все поняла, мы сейчас же отправляем к вам бригаду скорой помощи».

Мы прождали 45 минут (вместо заявленных диспетчером 15 минут), после чего к нам пришли два молодых парня, которые еще раз нас внимательно выслушали. Понятно было, что они совершенно не в курсе, о чем речь, и чем мы тут все заболели. В итоге Майкл, терпеливо объяснив все заново, попросил сделать Лене укол. Ребята развели руками, сообщили, что они не могут делать никаких уколов и манипуляций, лекарств у них с собой нет и вообще они приехали сюда только для того, чтобы определить, нужно ли нас везти в больницу.

От госпитализации мы, разумеется, отказались, потому что до самолета оставалось уже буквально несколько часов. Тогда парни еще раз развели руками и выставили нам счет на 300 евро, что несказанно нас удивило.

Платить мы тоже отказались, потому что предварительно уже объясняли диспетчеру всю ситуацию, объясняли, что оформляем вызов именно для того, чтобы Лене сделали укол, который мог бы немного снять тяжесть ее состояния. А к нам прислали бригаду, не имеющую с собой лекарств.

Парни помялись, посоветовали нам обратиться к «ночному врачу» и уехали – без какой-либо оплаты, разумеется.

Ночной врач – это услуга, позволяющая вызвать доктора на дом ночью. Мы нашли номер телефона, позвонили, и через несколько часов к нам приехал доктор, который сделал Лене требуемый укол. Буквально через час она уже была на ногах. Мы с трудом собрались и, к счастью, успели на свой рейс.

Обратный путь

Когда мы летели сюда, в Австрию, наш перелет прошел спокойно, комфортно и удобно – мальчишки играли и спали, совершенно без каких-либо капризов. Обратный же путь выглядел совершенно иначе: они плохо себя чувствовали и поэтому постоянно плакали, жаловались, а у нас совершенно не было сил как-то отвлекать их. К счастью, нам очень помогли стюардессы, которые развлекали мальчиков. Кроме того, с нами рядом сидела женщина, учительница младших классов, которая тоже иногда помогала отвлечь детей.

После прибытия мы с трудом добрались до дома, совершенно обессиленные. Но, как мы уже упоминали, кишечный грипп – это болезнь «одного дня». И этот день пришелся как раз на последние сутки нашего пребывания в Австрии. На следующий день у нас уже было все отлично, все чувствовали себя намного лучше.

А еще через день мы почти забыли об этом переживании, так что у нас остались только самые позитивные и добрые воспоминания и впечатления о нашей новогодней поездке в прекрасный город, полный романтики и красоты – Вену.

Первый полет малышей, рождественские ярмарки, венские трамваи – Рождество в Вене. Часть 1

Уличные музыканты, новогодние балы и императорский дворец – Рождество в Вене. Часть 2

Vienna from a Height: St. Stephen’s Cathedral and Donauturm

Vienna is a very festive and elegant city. There’s a key difference between Vienna and Saint Petersburg that also impresses thousands of people with its beauty and grandeur. When you are walking around Saint Petersburg getting amazed at the luxury of the buildings on central streets, then, finding yourself on neighbouring streets, you suddenly realize that all the luxury has gone away and an ordinary residential area is surrounding you, which is not as beautiful and well-kept. Vienna is different. It’s incredibly clean, and all the streets and quarters, even small alleys are in perfect condition. You can come across old houses all over the city.

One of the tourist symbols of Vienna is carriages. There are ones in all central squares of the city. It’s usually a harness with two horses called a fiacre. However, there are also carriages with 4 or even 6 horses. A tour around central Vienna in the carriage driven by an experienced coachman (many of whom also act as tour guides) is a very interesting and nice experience for city visitors.

We had an opportunity to show horses to our children. Each time the boys were near the carriage they watched the horses carefully and seemed very interested in studying their behaviour. They were not even afraid to touch such big animals.

While staying in Vienna, we were able to show our sons something they had never seen in Cyprus – huge Gothic churches.

One of the major and most renowned landmarks in Vienna is St. Stephen’s Cathedral. The stupendous Gothic building with a main tower that is 130 metres high rises proudly above the multimillion city and is its symbol.

The cathedral is magnificent and looks a bit ghastly overwhelming with its grandeur and majesty. Such a menacing and sublime appearance is characteristic of almost all Gothic churches, though, many of which are not just cultural sites, but also tombs for hundreds or even thousands of people.

Like many other similar buildings, St. Stephen’s Cathedral was built in several stages – towers, gates, and outbuildings were gradually added which lasted for several centuries. The cathedral survived a couple of serious fires, after which it was necessary to rebuild certain parts and walls. So the cathedral that was founded in the 12 century was finished only in the 18 century.

In 1945, when the Second World War was coming to an end, the cathedral was lucky to avoid the deliberate demolition by the retreating German army. However, there was a blaze that same year that destroyed a part of the roof, the main bell tower, and the pipe organ.

When the war was over, a lot of effort was made to restore the major landmark and relic of Vienna, and after a couple of years the cathedral having many centuries of history was open for visitors again. Services started to be held there again as well.

We dedicated one of the days to going to the Donauturm, the tallest construction in Vienna.

The tower is located on the river bank. There’s a large Donaupark near it. We reached the top of it by lift and savoured the view. You can see half of the city spread out below you. Although it’s very chilly there in winter, and the bitter wind’s blowing, it was definitely worth it.

By the way, there are two restaurants on rotating platforms in the tower. It’s extremely interesting, so we recommend visiting them.

Vienna’s Restaurants and Naschmarkt

One of the most renowned cafes in Vienna is the Sacher coffee house where you can taste the famous cake named Sachertorte first-hand. The cake is a traditional dessert of Viennese cuisine and one of the most popular cakes in the world. It’s a chocolate cake served with whipped cream. The cafe is situated right behind the Vienna State Opera, in the Hotel Sacher. The cafe has a classic design. But most of all, we were startled by extremely long queues in the cafe. They are so huge that sometimes people even stand outside in the freezing cold for over an hour. It’s not possible to book a table in advance.

We didn’t even try to get there, as it would be sheer torture for our children to stand out in the cold in a queue for so long even to taste a very delicious cake.

We liked Trzesniewski, a very curious Viennese fast-food cafe. Small two-bite sandwiches with various fillings are served here. By the way, these places (there are 9 or 10 of them in Vienna) can hardly be called fast-food restaurants, because they offer very sophisticated and varied flavours – from gourmet French cheese and herbes de Provence to rather fatty paste and vegetable salad. There’s a great variety of such snacks, and due to their small size, you can easily try lots of different flavours in one meal without overeating.

The Naschmarkt is one of Vienna’s landmarks that is always interesting not only to tourists but also to the locals. Roughly speaking, it’s a central market where apart from common rows of stalls with vegetables, fruit, meat, utensils, and souvenirs, lots of different restaurants are concentrated. Here you can taste the dishes from almost any cuisine – Austrian, German, Indian, Japanese, Italian, Mexican, Chinese, etc. There’s a great number of interesting ethnic restaurants.

As for Chinese cuisine, we dropped into one of the Chinese cafes and were very surprised to find there no Austrians but only the Chinese! Which made us think that if the Chinese prefer to eat there, the food must be not Chinese-like, but real, traditional. And we really didn’t see anything similar to the European Chinese cuisine there. Everything was unique and tasty in its own way.

We liked the concept of the Italian restaurant called Vapiano. It has an interesting self-service system. No one brings the dishes you choose to your table. Instead of that you can watch how they are being prepared right in front of you. The restaurant is divided into several areas each of which has several chefs responsible for cooking certain kinds of food – soup, pasta, salad, desserts, etc. Cooks are in the kitchens separated from the hall, where visitors sit, with glass walls, so you can watch how the chosen dish is prepared from start to finish. Even spaghetti for pasta are being cooked right here in front of you. Everything is very fresh and delicious, and the taste of the food prepared before you is completely different from when ready dishes are brought to your table from the kitchen. The cooking process is truly impressive. Steam, smoke, fire, everything’s being cooked, roasted, steamed by fast and skilful cooks. It’s gripping to watch it, and the children were just thrilled.

At one of the Vapiano restaurants

Speaking about restaurants, we can’t help mentioning one occasion that deeply impressed us. While walking around the Naschmarkt one day, we thought that it was time to rest a bit and have a snack. We were tired and hungry and noticed a restaurant with a beautiful facade and design. Before entering it, we decided to read reviews on TripAdvisor and were stunned. We had never seen such a large number of negative reviews on any eatery – there were about four hundred of them! People wrote about terrible service and how some additional dishes and charges appear in the bill. And when the visitors try to object, the managers start threatening to call the police. We were glad that we had read the reviews and were aware of it. Passing by, we were surely curious to find out how “the most awful restaurant in Vienna” looked like inside, so we dropped in. Nothing really extraordinary. Nevertheless, we would recommend all travellers to read the reviews about the cafes and restaurants before visiting them.

Our New Year’s Celebration

On New Year’s Eve, we left our babies sleeping at home with the babysitter and went walking to the City Hall Square.

Vienna City Hall is one of the most beautiful and recognizable buildings in Europe. Its neo-Gothic style with pointed towers and stunningly decorated arches makes the city hall look like a fabulously beautiful palace.

The way the City Hall and City Hall Square are decorated before Christmas is worthy of a special mention. The building itself and its huge towers (the central tower is almost a hundred metres high) are illuminated with different colours. All the trees around are decorated with bright garlands. The whole area is just dazzling from late November to mid-January. It’s the heart of Vienna and a must-see when you are in the city.

That day the square was full of people of different nationalities. Almost all of them were walking with champagne sold in plastic glasses. Everyone was drinking, but there were no totally drunk people, no fights, and nothing negative. Everyone was cheerful and in a great mood.

Several music grounds situated in the city centre also contributed to the incredibly festive mood. There were around a dozen of them, and live music of a certain genre – jazz, Latin music, classical waltzes, retro, and so on – was performed on each of them.

As for the City Hall Square, its decorations were slightly changed after Christmas, that is replaced by the New Year ones.

In the centre of Vienna, people begin celebrating the New Year’s Eve after lunch from around 3 pm. The festive city programme – concerts, contests, performances – commences on the streets at the same time. There are schedules hanging around the city, so you can plan your time and manage to visit some show or concert.

One of the central streets on 31 December

The atmosphere is festive, jolly, and also somehow cosy. The climax of the celebrations and fun is stupendous fireworks lasting for several minutes.

It’s been a while since the fireworks are over, but the square is still shrouded in smoke

Immediately after the fireworks, the crowd started to leave rapidly. We were going away from the square a